top of page

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

     Священная история. Вымоленная молитвами своих родителей, и посвященная по обету Богу, Пресвятая Дева Мария до 3-х летнего возраста жила с ними. Когда же Ей исполнилось 3 года, Ее родители вместе с Дочерью, в сопровождении родственников, пешком отправились из Назарета в Иерусалимский Храм. Подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду Иерусалиму. Навстречу паломникам вышел первосвященник, – праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. К крыльцу храма вело 15 ступеней – по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень, Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням и обняла ризу первосвященника. Он взял Ее за руку и ввел в Храм, и потом, к изумлению священников и левитов – в алтарь, который назывался Святая Святых. В Святая Святых можно было входить только первосвященнику, и то лишь однажды в год. Дух Святый внушил Захарии, что Мария достойна пребывать в самом священном месте. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

     Иоаким и Анна возвратились домой, а Мария осталась жить при храме на 10 с лишним лет. По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами. Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивою, во всем покорною Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.

     Изучая Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит с нами Бог.” (Ис 7:14). Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.

     Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева осталась сиротой. Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось, выйти замуж. На это Мария поведала им о Своем обете остаться навсегда девою. Закон не разрешал девице, достигшей возраста, оставаться при храме. Но и принудить святую Деву нарушить данный Ею обет было нельзя. И тогда было решено выбрать для Нее опекуна. Им по особому Божиему указанию стал Ее родственник, престарелый Иосиф. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, а на деле – стать хранителем Ее обета. После обручения они отправились в Галилею, в  родной город Иосифа Назарет. Будучи вдовцом, Иосиф от своей покойной жены Саломии имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Иосиф был человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.

     В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, «была Девою не только плотью, но и духом: в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах – не скора, в беседах – целомудренна, ни над кем не смеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства.»

     Значение праздника. Значение настоящего праздника измеряется тем значением, какое имеет в жизни человека воспитание. Едва ли можно отрицать влияние, какое оказывает на душевный склад человека его первоначальная, детская жизнь, та обстановка, в которой она протекает, вся совокупность впечатлений, которые воздействуют на ребенка. Как Ветхий Завет – детоводитель ко Христу так и Ветхозаветный храм предтеча Новозаветного. Чрез свое пребывание в храме Дева поставлена была под всю сумму его благодатного влияния. И влияние храма на чуткую и детски-чистую душу Богоотроковицы было такой необыкновенной силы, что, можно сказать, оно как бы постепенно подготовляло самое Боговоплощение, наполняя Божеством Ея душу. Здесь глубокое основание и для той тесной связи, в какую ставится своими песнопениями этот праздник с Рождеством Христовым. Весь праздник с его службой – это сплошной гимн той святости и чистоте, какая сообщена именно храмом нашедшей в нем приют Приснодеве. Эта святость и чистота особенно возвышалась от того обстоятельства, что введенная во храм была даром Богу, полученным от Бога, как бы «Твоя от Твоих» Ему, жертвой Ему от родителей и всего человечества.

     Символика праздника. Историческая основа праздника – посвящение Девы Марии Богу по обету Ее родителей, свв. прав. Иоакима и Анны; символический и духовный план – мистика храма, теперь Ново-заветного, смысл праздника -- посвящение человеческой души Богу.

Храм – это икона Неба, храм – место невидимого присутствия Божия, поле Божественных сил и энергий. В храме Церковь Земная соединена с Церковью Небесной. Храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, но видимый человеческим сердцем, омытым слезами покаяния. В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества. В храме время теряет свою прямолинейную протяженность, будущее и прошлое во взаимопроникающих циклах становятся настоящим. В храме время, воцерковленное ритмами Богослужения, отражает световой образ вечности. В храмовом Богослужении раздается голос Пророков, возвещающих о пришествии Христа, и проповедь Апостолов о том, что спасение мира совершилось; в храме безгласно звучит пение серафимов, которым они славили Бога при мироздании; в храме предвозвещается будущий Страшный Суд над Ангелами и людьми. В храме само пространство и время открываются в новых таинственных глубинах и измерениях, в огромных внутренних емкостях, в которые вмещаются вся история мира и все пространство Вселенной. Храм – это Библия, воплощенная в камне, это иерархические ряды священных символов, через которые душа человека восходит к Богу. Храм – это место сокровенной встречи души с Божеством.

       Круг храмового Богослужения становится золотым кольцом, которым человек обручается с вечностью. Люди, не включенные в духовную жизнь, обычно воспринимают храм как синтез зодчества различных эпох, культур и народов, как достижение человеческой мысли и воплощение эстетического гения художника. Но это не так: храм является откровением Божественного Логоса на Земле, частью Священного Предания. В образе величественного храма апостолы Павел и Иоанн созерцали Царство Небесное. Идеи и пророчества ветхозаветного Храма раскрылись и воплотились в храме новозаветном. Здесь их генетическое единство и историческое различие – как между самими заветами – Ветхим и Новым. Ветхозаветный храм – храм надежды; новозаветный – храм благодати.

Мистическое значение храмового Богослужения заключается в том, что молитва каждого вменяется всем, и молитва всех присутствующих возносится за каждого.

       Храм – это живая Библия. В храмовом Богослужении человек через священные символы и ритуалы присутствует при творении мира, молится в Скинии, сопровождает Господа во время Его земной жизни, находится на Тайной Вечере с Апостолами, причащается из рук Спасителя, слышит весть мироносиц о Воскресении Христа из мертвых, видит картины Страшного Суда. Как белый цвет является не отсутствием цветов, а синтезом красок всего спектра радуги, так храм содержит в себе молитвы и священные песнопения Небесной и земной Церкви. Храм – это образ потерянного Эдема и возвращенного Рая. Символика Храма учит человека смотреть на видимый мир как на образы и символы, тени и подобия мира духовного, чувствовать безконечное в конечном, видеть отражение вечного во временном.

     Духовный смысл. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы это день Ее духовного рождения. Под сенью ветхозаветного Храма вырос цветок Нового Завета – Дева Мария. Как Дева Мария восходила к Богу по ступеням Иерусалимского храма, так и мы должны двигаться к Нему по ступеням своих добродетелей и побед над своими страстями и грехами. Апостол говорит нам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22). Возможно ли все это без Бога, без молитвы, без храма? Нет. Мы уже поняли это и потому пришли в наши храмы. Этот праздник Введения – непостижимая тайна Богообщения – научает каждого из нас как мы можем встретить Бога. Путь Пресвятой Богородицы по ступеням храма это образ для нас восхождения от одной добродетели к другой под действием внутренней сердечной молитвы, причащаясь по мере своих возможностей Тела и Крови Христовых в надежде на помощь Божью, на освящение, на благодать Святого духа.

О празднике: Приветствие
bottom of page