top of page

4 декабря 2019 года, Престольный праздник храма.

Проповедь после чтения евангелия.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

       Дорогие отцы братия и сестры, поздравляю всех с престольным праздником этого храма. Мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы, событие отчасти парадоксальное, потому что храмом Божиим является человек. Храмом Божиим, дверью Божества, являлась отроковица, которая готовилась к Боговоплощению. Конечно, эта миссия была еще не известна для её самой, для её престарелых родителей, которые ее родили по особым молитвам в глубокой старости. Обещали, если будет ребенок, отдадим его на служение Господу. И вот, трехлетнюю маленькую девочку отдают в храм, внутри храма .... дети отроковицы, отроки, учились там благочестию, молитве, вот так отроковица Мария жила. ..... Конечно, храм — это место особого Богоприсутствия. Если мы хотим коснуться Божества, то это лучшее место, чтобы выйти, говоря современным языком, на связь, контакт с Богом.

 

       Храм в то время был всего один на земле, в Иерусалиме, построенный Соломоном, потом разрушенный во время пленения вавилонского восстановленный после него. Вот в этот храм отроковица и была приведена родителями. Событие было необыкновенное в том смысле, что эту маленькую девочку, отроковицу, священник Захария ввел во святая святых, куда раз в год с кровью жертвенных животных, мог войти один только первосвященник. Но вот такое чудо произошло. Хотя оно не больше, чем чудо рождения Бога от девы, от этой девочки в будущем. Участие и присутствие в храме помогает пережить особое состояние, здесь в храме надо смотреть не по сторонам, а смотреть внутрь себя, потому что именно там внутри и происходит диалог с Богом, встреча, внутренняя молитва, присутствие Божие. В отличии от древнего храма, Иерусалимского, в наших храмах совершается таинство, таинство, которое по сути являет нам будущий век. Т.е. мы входим в пространство вечности храма и каждый храм — это человек, человек - храм Божий - это главный храм. Конечно мы не можем все строить храмы, и не везде они строятся, но у каждого есть задание, самого себя превратить в храм Божий, и храм человек больше чем храм из камней. Более свят и более чтим. Когда человек являет собой икону Божества, созданному по образу Божию и по подобию. И в каждом храме, в нашем христианском храме, связью с Богом служат не стены, а останки святых. В престоле, под престолом, и в антиминсе – плат, который лежит на престоле и разворачивается во время службы, на котором совершается таинство Евхаристии. В них находится частица мощей останков святых, потому что святые, став по-настоящему храмом Божиим, стяжали в себе благодать, и вот они являются как бы окном в тот мир, также как человек, каждый человек, является окном в будущий век, «царство небесное внутрь Вас есть», сказал Бог. Поэтому, когда мы присутствуем в храме, надо смотреть внутрь себя, в свое сердце и там слышать Бога, и делать это надо в храме. Можно включить телевизор, там показывают богослужение, но это все равно что смотреть по телевизору как люди питаются в ресторане. Конечно, может быть это и здорово, и красиво, но не насыщает. Не дает того, что дает присутствие в этом ресторане, участвуя в трапезе.

        У нас, наше таинство называется божественной трапезой, и мы причащаемся, вкушаем Тело и Крови Господних, больше этого нет ни в этом веке ни в веке будущем, поэтому – это задание, это задача для каждого, вкушать Тело и Кровь Господню. Конечно, когда предки приходили в какое-то место, кроме первых веков христианства, когда было прямое гонение, они ставили дом Божий – храм. Не только Иерусалимский храм, но всякое помещение, освященное, отданное под храм, под жилище Божие, являлось храмом. Для нас прообразом храма является сионская горница, а не храм Иерусалимский, хотя скорее это два прообраза храма. Иерусалимский храм и сионская горница, в которой впервые была совершена святая евхаристия самим Господом. Почему предки приходя строили храм, и храм, как правило, благолепный - жилище Бога, здесь не было ничего бытового, храм есть небо на земле. И любое помещение, которое отведено под храм, отдано Богу, важно само по себе.

        Но самое важное - это люди, которые в храм ходят, они живые храмы Божества, а не то здание, в котором они молятся. Но все равно, это здание построено под совершение таинств, под богослужение, и люди понимали, что это здание не может быть убогим – люди сами живут в хоромах, а храм был убогим, – это неуважение к Богу. Поэтому, мы сейчас видим, по большей части, останки тех храмов, которые строили наши предки жившие здесь.

Вот и в этом храме еще есть над чем поработать, что улучшить. Предки жили скромнее нас, нормы жизни были такие, менее комфортные, чем сейчас. Но они все-таки строили дворцы для Бога, Он должен жить во дворце, не меньше, чем живут мирские вельможи. Вот такой был порядок и такое понимание правильное. Понятно, храмы были порушены, были гонения, люди сами ломали храмы. Не все доломали, и этот не доломали, слава Богу. Вот теперь храм восстанавливается. Самая главная наша забота, это храм своей души, я сам. Какой я храм из себя сделаю? Это строительство для каждого из нас, без этого нельзя, но надо вложиться в тот храм, который построен как общее помещение – здание для совершения таинств. Одно другому не мешает, а помогает созидать. Поэтому строя этот храм, мы, в том числе, и свой храм созидаем, который является главным.

       Главным для священника является его паства, люди, которые собираются в храме, они это здание и построили. Когда Господу показывали храм Иерусалимский, Он был с учениками, они говорили Ему - "смотри, какой замечательный храм, из камня, как все сделано", хотя храм второй был заметно скромнее чем храм первый, построенный Соломоном. Вот и этот храм гораздо скромнее, чем тот, что сделали наши предки. Тогда Господь сказал, что здесь камня на камне не останется, все будет разрушено. Так и было при императоре Адриане, был разрушен Иерусалим и храм, который до сих пор не восстановлен. Люди, которые были церковью, экклесией, собранием, это и есть главные храмы. Этот храм будет разрушен вместе со всем миром, а люди, как храмы Божества, войдут в будущий век – в это главное строительство. Это надо правильно понимать, понимать каждому для себя, а священнику о своей пастве.

        Сейчас бывает несколько спутанное понятие, т.е. люди понимают, что батюшке надо храм строить, это его забота, а мы будем ходить молиться, а батюшка все силы на храм отдает, ему не до людей, у него сил больше не хватает на людей, на главное делание. Надо наоборот, батюшка занимается людьми, а паства, в том числе, восстанавливает храм. Главный храм, все-таки – люди, которые нуждаются в батюшке, а люди занимаются храмом, в котором они собираются на богослужение. Вот эта пропорция была нарушена. У нас приходят, говорят, - "постройте нам храм" - даже к архиерею - "и дайте нам священника". Но священника надо кормить, а храм строить должна сама паства. Дело архиерея, дело священников заниматься людьми, этими храмами.

        Самый главный храм, который был на земле, самый величественный, самый важный, это Божия Матерь. Через которую сам Господь пришел в мир и воплотился. Вот она соблюдалась, в том числе, воспитывалась в этом храме как в помещении, в месте, где есть особое Божие присутствие. Вот об этом и праздник сегодняшний, что эти две вещи совместимы. Храмы, которые мы строим для Божества, из камня и храмы, которые мы строим для Божества из своей души. Храм души гораздо важнее, чем храм из камня, но храм из камня помогает созидать храм души. Вот сегодня мы празднуем две эти совместимости, храм Божий - Божия матерь, приходит в храм Божий, который стоит в Иерусалиме. Аминь.

bottom of page